В силу того, что этот регион был закрыт для иностранцев до 1992 года, Верхний Мустанг и его столица Ло Мантанг, пожалуй, один из последних по-настоящему нетронутых примеров тибетской культуры, известный как «Последнее запретное царство». В 2012 году вышла в свет книга фотографа Тэйлора Вейдмана о Верхнем Мустанге. В комментариях он пишет:
«Верхний Мустанг (Королевство Ло), скрыт в тени Гималаев в одном из наиболее отдаленных уголков Непала. Окруженное самой высокой горной цепью в мире с юга и закрытое Тибетом с севера это крошечное тибетское королевство осталось фактически неизменным с 15-ого столетия. Сегодня Мустанг - лучший из сохранившихся образцов традиционной тибетской культуры. Но такое положение дел в скором времени изменится. Новое шоссе впервые соединит область с Катманду и Китаем, возвещая новую эпоху. Это изменит деревни, горы и пустыни Мустанга навсегда».
4 основных храма Ло закрыты на замок. Жители считают необходимым контролировать доступ в них. Ключник и сами ключи достижимы только в определенное время. Как правило, ламы благосклонны к иноземцам, а посему мы сможем рассмотреть храмы Ло не только снаружи, но и внутри.
Высокий храм Будды Майтрейи ЧампаЛхаканг («лхаканг» переводится как «дом бога») был построен в 1320-е годы и хранит расписную глиняную статую Майтрейи – будущего Будды, восседающего на пьедестале, занимающем весь нижний этаж. На стенах – массивные мандалы*, сохранившиеся гораздо лучше, чем живопись в гомпеТангчен.
Считается, что красная гомпа Тангчен была построена тогда же, когда и ЧампаЛхаканг, и фрески в ней написаны теми же живописцами. Здесь есть статуи Шакьямуни (одно из имен Будды), Авалокитешвары (олицетворения идеала сострадания), Вайшраваны (бога богатства) и Падмасамбхавы (одного из отцов буддизма в Тибете). Одна стена храма полностью разрушена. В зале при входе – статуи четырех Локапала, защитников четырех сторон света. Еще два храма находятся в монастырском квартале. Главный из них – гомпа Чоди, содержащий десятки изящных бронзовых, латунных и медных статуэток.
Возможно, май — лучшее время для похода в Верхний Мустанг. В конце сухого сезона в городе-крепости Ло Мантханг ежегодно проводится древний трехдневный праздник Тиджи – основная цель и кульминация нашего путешествия. Фестиваль Тиджи - трехдневный ритуал, получивший название «Преследование демонов». Слово Tiji происходит от "Tenche", что значит «Надежда на Дхарму Будды, преобладающую во всех мирах». Тиджи – это весенний фестиваль обновления и преображения. Сухой зимний период прошел и начинается более влажный сезон, который сопровождается немногочисленными дождями, которые помогают вырастить скудный урожай. Он рассказывает историю божества Дордже Джоно, которому пришлось сражаться с отцом-демоном, чтобы спасти королевство Мустанг от разрушения. Отец Дордже создал нехватку воды, что вызвало хаос в регионе. Находясь в тени региона Аннапурна и Дхаулагири, вода в Мустанге является самым ценным из товаров. Дордже победил демона и изгнал его из страны.
Утром в первый день фестиваля звуки рожков, огромных медных труб (dunchens), барабанов и тарелок возвещают о том, что танка размером в три этажа разворачивается на южной стене главного храма Ло-Мантанга.
Днем этого же дня одиннадцать лам в пурпурных одеяниях, украшенных золотом, с красными высокими шапками на голове располагаются рядом с танкой, вдоль стены храма. Начинаются танцы лам в масках. Основная тема – миф о том, как Дорджи Джоно побеждает демона, освобождает народ от невзгод и как восстанавливается гармония всех живых существ.
Эта «Погоня за демонами» — это и есть, собственно, фестиваль Тиджи, празднование и подтверждение мифа посредством танцев и религиозных церемоний. Первым западным жителем, который стал свидетелем фестиваля Тиджи в 1964 году, был писатель и путешественник Мишель Писсель, который описал это так: «Сцены, свидетелями которых я был, были настолько необычны и неожиданны, что я не смел поверить своим глазам, и даже сегодня у меня возникают трудности с верой в реальность того, что я видел в тот день».
На фестиваль стекаются жители отдаленных деревень, и площадь заполняется одетыми в национальные одежды жителями верхнего Мустанга. Король Мустанга восседает в короне, усыпанной крошечным речным жемчугом с яркими большими узорами из красных кораллов и вкраплением огромных камней бирюзы. Костюмы и маски, звуки рожков, золотые чашки, наполненные пшеницей, масляные пироги, окружающие монастырь снежные пики гор, ветер, солнце, дыхание высокогорной пустыни, раджи, иностранцы, собаки и яки – все смешивается в одном торжественно-радостном порыве.
Принять участие в Тиджи — значит совершить прыжок во времени. Вы погрузитесь в краски и звуки ритуалов, в песни и танцы, которые взрываются яркими цветами и необыкновенными звуками на этом уникальном и удивительном фестивале, изображающем битву добра со злом.
И в завершение действа, процессия выходит на городскую стену, раздаются выстрелы из старинных кремниевых ружей и бурные приветствия всех присутствующих. Дым, крики восторга, добро победило зло. Фестиваль Тиджи заканчивается.