• Тибет
  • Бутан
  • Непал
  • Эфиопия
  • Килиманджаро
  • Московский Гималайский Гуманитарный Фонд
  • Moscow Himalayan Humanitarian Foundation


Лхаса и паломничество к горе Кайлаш 20 дней

Катманду — Лхаса — Сага — Парьянг — Манасаровар — Дарчен — кора вокруг горы Кайлаш — Дарчен — Катманду

Недоступное и загадочное Тибетское плато издревле считали мистической землей, энергетическим центром планеты. В этом путешествии, рассчитанном на первое знакомство с Тибетом, вам могут приоткрыться его вековые тайны.

1 день

Прилёт в международный аэропорт Трибуван, названный так в честь деда нынешнего короля Непала. За полчаса до посадки взору открывается бархатно-зеленая холмистая котловина долины Катманду, обрамленная с севера сверкающими ледниками гималайских хребтов.
Разница во времени между Москвой и Катманду — плюс 2 ч. 45 мин.
Первое, что Вы услышите в Непале, — это традиционное приветствие «Намастe», буквально означающее «В Вашем лице я приветствую Бога».
Для получения двукратной непальской визы в аэропорту Катманду Вам потребуется 55 долларов США (лучше без сдачи) и 2 фотографии 3 × 4.
Размещение в гостинице в Катманду.


2 день

Панорама Катманду открывается с холма, на котором стоит древнейший буддийский храм королевства — Своямбунат («самовозникший»), заложенный 2 с половиной тысячи лет назад и осененный, как и все буддийские храмы (ступы), всевидящими глазами Будды. Они смотрят на вас из-под черных бровей, а между ними — третий глаз, символ истинной мудрости. Нос в виде непальской единицы, похожей на вопросительный знак без точки, символизирует единство.
Еще одна буддийская ступа, которую мы можем сегодня увидеть, находится в тибетском квартале Бода и является религиозным центром для всего тибетского населения Катманду. Это Боднат, крупнейшая ступа в Непале и одна из крупнейших в мире. Как у всякой ступы, ее основание в форме мандалы* символизирует землю, полусферический свод — воду, шпиль из 13 ступенек (по числу шагов к нирване**) — огонь, зонтик — воздух, а венчающий всё бельведер — небо.
* Мандала — плоское симметричное изображение трехмерного мира Будды, используемое для медитации.
** Нирвана (санскр. «недуновение», «прекращение») — свобода от желаний, привязанностей, страхов, и таким образом — от страданий; окончательное избавление от бесконечного круга перерождений и существований.

Сердце Катманду — площадь Дарбар («дворцовая»). Именно здесь, на пересечении важных торговых путей, в XII веке был построен из единого дерева давший название городу дворец Кастамандап, вокруг которого сформировался Катманду. Cюда мы отправимся напоследок, чтобы обобщить впечатления этого насыщенного дня и почувствовать атмосферу старого города, живущего шумной и пестрой жизнью в бесценных декорациях средневековья.


3 день: Катманду — Лхаса

Утром вылет в столицу Тибета — Лхасу. Прибытие в аэропорт Гонгкар. Переезд в Лхасу (около 100 км.). Размещение в гостинице. Посещение центрального храма Джоканг (что значит «Дом Будды»). Его построил в VII веке император Сонгцен Гампо, чтобы разместить драгоценную статую Будды, которую привезла в Тибет одна из его жен, китайская принцесса. Статуя стала величайшей религиозной реликвией Тибета. Вокруг храма в районе Баркхор находятся еще несколько старых храмов и колоритный восточный рынок.
Размещение в гостинице.


4 день: Лхаса

Этот день полностью посвящен столице Тибета. Название города переводится как «Обитель богов».
Посещение дворцов Потала и Норбулинка — зимней и летней резиденций Далай -Ламы. Баркор — традиционный обход по кругу священного города.
Легендарный дворец Потала является воистину одним из чудес света, высоко вознесшимся над долиной. Его история началась в VII веке с маленькой крепости. В XVII веке Пятый Далай-лама достроил его до нынешнего размера, и с тех пор он стал местом обитания всех Далай-лам и символом Тибета. Сейчас 13 этажей и более 1000 комнат Поталы превращены в музей. Вы сможете осмотреть жилые комнаты Далай-ламы, регента, учителей, прислуги, церемониальные залы, сокровищницы и внутренние храмы.


5 день: Окрестности Лхасы

Поездка в монастыри Дрепунг и Сера, крупнейших в Тибете.


6 день: Лхаса (3600 м) — Гьянце (3900 м)

По пути из Лхасы два высокогорных перевала Камба Ла (4794 м) и Коро Ла (5045 м), между которыми расположено священное голубое озеро Ямдрок Цо. (По-тибетски озеро = «цо».)


7 день: Гьянце (3959 м) — Шигадзе (3900 м)

Утром посещение монастыря Пелкор Чоде и ступы ста тысяч Будд, а затем переезд в столицу провинции Цанг — Шигадзе.
Гьянцэ — третий по величине город Тибета, расположенный на высоте 3900-3960 метров над уровнем моря в 254 километрах к юго-западу от Лхасы. Здесь находится единственная в своём роде ступа ста тысяч Будд, представляющая собой девятиярусное пирамидальное сооружение, увенчанное золотым куполом и называемая «кумбум». На всех девяти её уровнях расположено около сотни капелл, каждая из которых посвящена отдельным божествам и украшена множеством статуй и настенных росписей XIV-XV веков. Для их создания были приглашены известнейшие мастера из Непала. Благодаря этому все эти изображения являются уникальными образцами неварского стиля. После того как в конце пятидесятых годов был разрушен кумбум Джампалинга, кумбум Гьянцэ остался единственным во всём Тибете культовым сооружением подобного рода.
Рядом со ступой расположен монастырь Пелкор Чёд, построенный в XIV-XV веках. Изначально монастырь принадлежал традиции Нингма, но впоследствии пришедшая к власти школа Гелугпа распростанила на него своё влияние.


8 день: Шигадзе (3900 м) — Сага

Утром посещение монастыря Ташилумпхо (резиденция Панчен-лам, основан в 1447 году).

ШИГАДЗЕ (Xigatse, Шигацзе, Шигатсе, Шигацэ), что означает «плодородная земля», — город на юго-западе Китая, в Тибетском автономном районе, при впадении реки Нянгчу в Брахмапутру (Ярлонг Тсангпо). Столица провинции Цанг. 30 тыс. жителей (1975 г.). Ремесленно-торговый центр на дороге в Непал, богатый историческими, культурными и религиозными памятниками. Монастыри Шигатсе не уступают своим собратьям в Лхасе.
«Изюминка» Шигатсе — удивительно высокие заснеженные пики гор. Большинство самых высоких вершин Тибета, включая Эверест, находится недалеко от Шигатсе.
Шигатсе — второй по величине город в Тибете, находится в 228 км от Лхасы. Его называют второй столицей, так как здесь расположен монастырь Ташилхунпо — резиденция второго после Далай Ламы духовного лица Тибета — Панчен Ламы. Монастырь был основан в 1447 году учеником Цонгкапы, основателя ордена Гелугпа, Генден Друпом, и стал крупнейшим центром изучения философии в Тибете. Он тяжело пережил китайское вторжение. Две трети зданий пострадали, из 4000 монахов осталась одна четвертая часть. Сегодня многое восстановлено, и сейчас Ташилхунпо представляет собой целый город, огромный храмовый комплекс, в котором одним из главных является храм Майтрейи — Будущего Будды. Одно из самых значительных сокровищ монастыря — 26-метровая статуя Майтрейи, покрытая 279 килограммами золота. Тибетцы говорят, что Будда Будущего благословляет всех приходящих на добрые дела и помогает осуществиться желаниям людей с чистым сердцем. Все сооружения Ташилхунпо величественны и украшены великолепными статуями и росписями.
В Шигатсе считается невежливым называть людей по имени. Всех, кого почитают не ниже себя, именуют каким-либо титулом.
Лето здесь обычно умеренное и влажное, часты ливни. Зима холодная, сухая и ветреная.
Не забудьте, что Шигатсе — ваш последний шанс пополнить запас китайских денег до Чжангму. Банк Китая рядом с гостиницей Шигатсе принимает чеки вместо кредитных карточек. Почтовое отделение отправляет международные письма и факсы, но не посылки. На местном рынке можно купить необходимую для лазания по горам одежду. В городе есть даже выход в Интернет, кажется, один-единственный.
На протяжении долгого времени Щигацэ оставался важным торговым и административным центром. Господствующие высоты в черте города позволяли королям Цанга сосредоточить свою власть именно здесь. Сегодня руины величественного дзонга Шигацэ напоминают о былой славе. Благодаря покровительству монголов ордену Гелугпа, Шигацэ был выбран как место резиденции Панчен Ламы.
Подобно большинству современных тибетских городов, Шигацэ состоит из традиционной тибетской и современной китайской частей. Если быть более точным, то от тибетской части почти ничего не осталось, если не считать базара. К сожалению, главный город провинции Цанг разделяет судьбу остальных тибетских городов, постепенно превращающихся в типичные китайские новостройки из стекла и бетона. Сохраняющие свой традиционный облик тибетцы, идущие по улицам родного города, выглядят нелепо на фоне многочисленных китайских ресторанов и стеклянных витрин.


9 день: Сага — Парьянг

Переезд из Саги в Парьянг.
Размещение в гестхаусе.


10 день: Парьянг — озеро Манасаровар

Переезд из Парьянга до озера Манасаровар (4588 м), 7-8 часов.
Размещение в гестхаусе.

На расстоянии примерно тридцати километров к югу от горы Кайлаш расположено озеро Маносаровар, или, как его называют по-тибетски, Мапам Юм Цо, что значит «озеро Победоносного». Это самое почитаемое среди прочих озёр Тибета, источник 4 величайших рек Азии (Ганга, Инда, Брахмапутры и Сутледжа). Отделённое от Маносаровара узким перешейком, совсем рядом расположено другое озеро — Ракшас Таль (4515м), или по-тибетски, Лханаг Цо, «озеро Демона». Озёра соединены каналом, и когда случается так, что воды Маносаровара стекают в Ракшас Таль, тибетцы радуются, считая это хорошим знаком. Считается, будто баланс воды в этих озёрах символизирует баланс энергии во всём мире, поэтому, уровень воды в Маносароваре всегда выше.
Согласно индийской мифологии, Маносаровар был создан в уме Брахмы, когда его сыну потребовалось место для омовения после того, как последний вышел из отшельничества, проведённое им на горе Кайлаш. Соответственно, индийские паломники совершают омовения в воде святого озера, а также обходят его по кругу. Тибетцы не очень стремятся купаться в озере, однако, всё же совершают вокруг него кору. Нередко можно увидеть обнажённых
западных путешественников, бросающихся в воды Маносаровара, чтобы смыть с себя грехи и простудиться от переохлаждения. Классический поэт Индии Калидаса писал, что воды Маносаровара «чисты как слеза», и что, выпив этой воды, можно очистить грехи тысяч жизней. Мы бы не советовали вам пить эту воду, хотя всё зависит от силы вашей веры.


11 день

Переезд в Дарчен (4560 м) 2-3 часа, к подножию священной горы Кайлаш.
Размещение в гестхаусе.


12 день Начало трехдневной коры

Кoра (ударение на первый слог) — тибетское слово, обозначающее совершение паломничества, выражающееся в обходе по часовой стрелке какого-либо святого места, будь то монастырь, ступа, храм или гора.

Трек Дарчен — Дирапук (4900 м), 6 часов.
Первый день обхода священной горы. Медленный подъем в ущелье. Со стоянки открывается панорама западного склона Кайлаша.
Размещение в палатках.


13 день

Трек через перевал Долма ла (5630 м) в Зутрулпук (4790 м), 6 часов.
День начинается крутым подъемом на перевал, потом следует более пологий спуск.
Размещение в палатках.


14 день

Завершение трека (ок. 3 часов) в Дарчене.
Размещение в гостинице.


15 день

Переезд из Дарчена в Парьянг.
Размещение в гестхаусе.


16 день

Переезд из Парьянга в Сагу.
Размещение в гостинице.


17 день

Переезд из Саги в Жангму.
Размещение в гостинице.


18 день

Переезд из Жангму в Катманду
Размещение в гостинице.


19 день Катманду

Первая половина дня заполнится посещением главного индуистского храма Непала Пашупатинат, посвященного Шиве и раскинувшегося по берегам священной реки Багмати. Здесь мы станем свидетелями ритуалов омовения и кремации, которые совершаются на Багмати практически беспрерывно. Багмати — это вода, пепел и цветы: гирлянды, сбрасываемые в реку вместе с прахом и остающиеся лежать на поверхности воды цветным ковром.
Пашупатинат был построен в конце XVII века, но уже задолго до того на его месте находились постройки, важность которых с точки зрения святости только подчеркивает, что это место для храма было выбрано не случайно и имеет предысторию.
Когда Шиве надоело жить на горе Кайлас, он решил перебраться в долину Катманду, где вскоре снискал славу Господина Животных — Пашупати. С тех пор, на протяжении уже 15 веков, место обитания Шивы (на котором теперь стоит Пашупатинат) является объектом паломничества и поклонения индуистов.
Здесь мы увидим саду — последователей Шивы, превративших свою бренную жизнь в сознательное постепенное умерщвление плоти и развитие духа.

Буддийская ступа, которую мы можем сегодня увидеть, находится в тибетском квартале Бода и является религиозным центром для всего тибетского населения Катманду. Это Боднат, крупнейшая ступа в Непале и одна из крупнейших в мире. Как у всякой ступы, ее основание в форме мандалы* символизирует землю, полусферический свод — воду, шпиль из 13 ступенек (по числу шагов к нирване**) — огонь, зонтик — воздух, а венчающий всё бельведер — небо.
* Мандала — плоское симметричное изображение трехмерного мира Будды, используемое для медитации.
** Нирвана (санскр. «недуновение», «прекращение») — свобода от желаний, привязанностей, страхов, и таким образом — от страданий; окончательное избавление от бесконечного круга перерождений и существований.

20 день Катманду — Москва

Вылет в Москву.
Сбор аэропорта составляет 1965 рупий (около 25 долларов США).


Цена программы: от $ 3800 с человека.

В цену включены:

— все внутренние переезды и перелеты (включая перелет Катманду — Лхаса);
— завтраки;
— размещение в гостиницах 2- 3* и гестхаусах;
— разрешение на въезд в Тибет;
— услуги обслуживающего персонала;
— аренда яков;
— экскурсии с гидом.

В цену не включены:

— перелет эк. класса Москва — Катманду — Москва 

— двукратная виза Непала (55 долларов) — ставится в аэропорту по прилете;
— сборы аэропортов;
— мед. страховка — доллар в день с человека.

Возможны другие варианты программы — звоните в Гималайский клуб:
(495) 621 67 85 / 628 21 12.

У нас есть видеокассеты, книги, СD и DVD о Непале, Тибете и Индии,
непальские и тибетские благовония.



Назад в раздел