• Тибет
  • Бутан
  • Непал
  • Эфиопия
  • Килиманджаро
  • Московский Гималайский Гуманитарный Фонд
  • Moscow Himalayan Humanitarian Foundation


ЗЕМЛЯ ГРОМОВОГО ДРАКОНА 13 дней

Москва — Дели — Паро — Тхимпху — Пунака — Бумтанг — Паро — Катманду — Дели — Москва

1 день: Москва — Дели
Вылет из Шереметьево-2 регулярным рейсом Аэрофлота в Дели.

2 день: Дели — Паро (2280 м) — Тхимпху
Ночью прилет в Дели.
В 06:00 вылет в Бутан (понедельник, четверг, пятница, суббота). Во время перелета в королевство Бутан открываются захватывающие дух панорамы гималайских вершин, включая священные горы Бутана — Чомолари и Джичу Драке. В 09:50 прибытие в аэропорт Паро.
Путь из аэропорта Паро в Тхимпху (столицу Бутана) лежит вдоль рек Паро и Тхимпху и занимает около двух часов (65 километров).
В Тхимпху — посещение Мемориального чортена (буддийской часовни), построенного в память о третьем короле Бутана, и Национальной Библиотеки, хранящей древние манускрипты.

3 день: Тхимпху
Весь день экскурсии по долине Тхимпху. Город расположен на высоте 2320 метров. Население его составляет 40 000 человек. Экскурсионная программа начинается с посещения монастыря Дечен Подранг на месте первого дзонга (форта-монастыря) Тхимпху. Сейчас здесь государственная монастырская школа и женский монастырь Зилука. Затем поднимаемся к телебашне, чтобы увидеть панораму Тхимпху, а на обратном пути — находящееся под угрозой исчезновения животное, во всем мире известное как такин, — национальное животное Бутана. Это редчайшая разновидность серны, обитающая в ареале от Бутана до Кун-Луня. Причина, по которой именно такин выбран национальным животным, уходит корнями в историю религии и мифологию. Когда великий святой — Лама Друкпа Кунли, Божественный Безумец, посетил Бутан в XVII веке, огромная конгрегация собралась со всей страны, чтобы наблюдать его чудодейственную силу. Люди настаивали на том, чтобы лама совершил чудо. Однако святой, в своей обычной эксцентричной манере, потребовал подать ему на обед целую корову и овцу, с аппетитом съел все это и оставил одни кости. После этого взял и приставил голову козы к костям туловища коровы и мановением пальца заставил получившееся странное животное встать на ноги и идти пастись на склоне. К потрясению присутствующих, животное поднялось и побежало в луга пастись. Его стали называть донг гем цей (такин).
Мы также непременно должны посетить ремесленный рынок, где выставляются и продаются бутанские ткани и другие изделия ремесленников.
В Школе живописи мы увидим, как обучают традиционному искусству живописи танка (священных буддийских свитков).
Во второй половине дня посещение дзонга Симтока, древнейшей крепости Бутана (построенной в 1629 г. Шабдрунгом Нгавангом Намгялом). Он считается первым дзонгом, построенным в Бутане. В действительности дзонги в Бутане были уже в 1153 году, но это первый дзонг, построенный Шабдрунгом, древнейший дзонг, уцелевший в виде цельной структуры, и первый дзонг, совместивший под своей крышей монастырь и административные учреждения. С 1961 года является домом для школы ригней (религиозные и классические студии). Учащимися ее являются и монахи, и светские люди. Официальное название дзонга — Сангак Забдон Подранг («Дворец глубокого значения тайных мантр»).
Здесь у Вас есть отличная возможность пообщаться с монахами и понаблюдать их жизнь в монастыре. Второй сын в бутанской семье традиционно отдается в монастырь, где растет как монах.
Считается, что это место для дзонга было выбрано не случайно, а чтобы следить за демоном, исчезнувшем в скале неподалеку. «Симтока» происходит от «симмо» (демоница) и «до» (камень). Удобное расположение позволяет защищать долину Тхимпху и долину, ведущую к Дочу-Ла и в восточный Бутан. Симтокская утце (центральная башня дзонга, в которой помещается Лхаканг — храм, дословно «дом бога») имеет 3 этажа, а за обычными молитвенными барабанами здесь более 300 резных изображений святых и философов. Центральная фигура в Лхаканге — Будда Шакьямуни (одно из имен Будды Гаутамы), окруженный восемью Бодхисатвами (существами, у которых есть возможность стать Буддами в этой жизни, но которые отказываются от этого, чтобы переродиться в этом мире и помогать другим существам). Росписи внутри Лхаканга Симтоки считаются самыми старыми и наиболее красивыми в Бутане. Один из Лхакангов, Ген Кханг, могут посещать только ламы. Расширение и реставрация Симтоки были осуществлены в 70-е годы ХVII века после атаки тибетских завоевателей в 1630 году. С тех пор дзонг еще несколько раз расширялся и реставрировался.
Во время постройки Симтока была атакована коалицией тибетцев и пяти бутанских лам, противившихся правлению Шабдрунга. Атака была отражена, и лидер коалиции, лама Палден, убит. В 1630 году тибетцы снова атаковали и захватили крепость. Шабдрунг восстановил контроль над крепостью после того как загорелось основное здание и крыша обрушилась на завоевателей.
Описания первоначального вида Симтоки были составлены двумя португальскими священниками-иезуитами, которые посетили ее в 1629 году по дороге в Тибет.
Вечером посещение Ташичодзонга, главного административного здания Тхимпху. В этом массивном сооружении располагаются министерства, офисы короля и тронная комната, а также Государственный монашеский корпус.

4 день: Тхимпху — Пунака
После раннего завтрака отправляемся в Пунаку. По пути останавливаемся на перевале Дочу-Ла (3150 м), чтобы выпить чашечку горячего чая или кофе и полюбоваться великолепной панорамой бутанских Гималаев (в ясный день). Такие дни — редкость в Бутане и более вероятны с октября по февраль.
В кафетерии установлен мощный бинокулярный телескоп — подарок Альпийского клуба Университета Киото в честь первого восхождения его членов на гору Масанг Ганг в 1985 году. На стене рядом с телескопом помещена фотография пиков с их названиями и высотами. Среди них — высочайшая нехоженная на сегодняшний день вершина мира — Гонгар Пенсум (7546 м).
После завтрака посещение дзонга Пунаки. Это зимняя резиденция Государственного монашеского корпуса и главного ламы Бутана — Че Кенпо. Пунака была раньше столицей Бутана. Дзонг расположился между двумя реками: По Чу (мужская река) и Мо Чу (женская река). Эта крепость была построена в 1637 г. и является вторым дзонгом Бутана. Многие годы, до времени правления второго короля, он служил резиденцией правительства. Возведение дзонга Пунаки было предсказано Гуру Римпоче (общее имя Падмасамхавы, основателя буддизма Махаяны), который предвидел, что: «…человек по имени Намгял прибудет на холм, похожий на слона». Шабдрунг посетил Пунаку и выбрал для строительства место, напоминающее оконечность хобота спящего слона на слиянии Мо Чу и По Чу.
Ранее на этом месте была постройка поменьше — дзонг Чу («маленький дзонг»), в котором находилась статуя Будды. Говорят, Шабдрунг приказал архитектору, Зоуи Палепу, спать перед статуей. Пока Палеп спал, Шабдрунг отнес его во сне в Зангто Перли (небесную обитель, или рай, Гуру Римпоче) и показал дворец Гуру Римпоче. Из его видения архитектор представил себе проект дизайна нового дзонга, который, согласно традиции, не был выполнен на бумаге.
Строительство началось в 1637 году, и было завершено на следующий год. Дзонг был назван Друк Пунгтанг Дечен Подранг («Дворец великого счастья»). Позднейшие украшения включали постройку часовни в память о победе над тибетцами в 1639 году.
Шабдрунг основал здесь монашеский корпус, пригласив 600 монахов из Чари Гомпы в Верхней части долины Тхимпху.
Длина дзонга Пунаки 180 м, ширина — 72 м, высота утце — 6 этажей. Золотой купол над утце был построен в 1676 году. Мосты над Мо Чу и По Чу были сооружены в 1720 и 1730 гг. Они оба были разрушены, и сейчас через Мо Чу протянут относительно новый мост, рядом с останками первоначального.
Кроме своего стратегического положения, дзонг обладает качествами крепости для защиты от нападений. Крутые деревянные лестницы складываются, а тяжелая деревянная дверь закрывается на ночь. Дзонг уникален, поскольку имеет 3 дочи (внутренних дворика) вместо обычных двух. Передняя дверь ведет сначала в северный внутренний дворик, выполняющий административные функции. Второй дворик монашеский, здесь находится утце.
В самом южном дворике стоит храм, в котором покоятся останки Пемы Лингпы и Шабдрунга Нгаванга Намгяла. Шабдрунг умер в дзонге Пунаки, и его тело сохраняется в Мачи Лхаканге (мачи означает «священное набальзамированное тело»). Гробница запечатана и не может быть вскрыта. Два ламы, Мачин Цимпон и Мачин Симпон, назначены присматривать за комнатой, в которой хранится гробница. Кроме этих лам, только король и Че Кемпо могут входить в эту комнату. Оба приходят сюда за благословением перед вступлением в должность.

5 день: Пунака — Бумтанг
После раннего завтрака переезд в Бумтанг через перевал Пеле-Ла (3300 м). Поездка через густые заросли магнолии и рододендронов. Остановка у Чендибчи Ступы. Это прекрасное место для обеда. Продолжаем путь в Бумтанг с короткой остановкой для полдника в Тронгса. Преодолев еще один перевал — Ютонг-Ла (3400 м), мы окажемся в Бумтанге.
Бумтанг обладает уникальным шармом, отличающим его от других мест. Это один из важнейших объектов паломничества буддистов со всего мира и традиционный дом великого буддийского учителя Пемы Лингпа, от которого происходят члены правящей династии.

6 день: Бумтанг
Посещение одного из древнейших монастырей, построенного в VII веке тибетским королем Сонгценом Гампо. Он построил в Тибете и в других районах Гималаев 108 храмов, чтобы побороть гигантскую демоницу. Следующий визит будет в важные буддийские святыни: Курче Лхаканг, Тамшинг, Кончосум Лхаканг и гомпу Ламае. Ближе к вечеру — прогулка по Бумтангу и посещение сыроварни, построенной швейцарцем, живущим в Бутане уже более 20 лет, — хозяином небольшой гостиницы Swiss Guesthouse, где нам и предстоит остановиться.

7 день: Бумтанг — Пунака
Переезд в Пунаку занимает 7-8 часов с некоторыми остановками по пути для съемки. В Тронгса посещение древней смотровой башни Та Дзонг. Она находится на вершине холма, с которого открывается вид на дзонг Тронгса и город. В смотровой башне выставлено древнее оружие.
Посещение дзонга Тронгса — родового дома правящей семьи Бутана. Он был построен в 1648 году и является одним из самых красивых в Бутане. Сейчас это административный центр района Тронгса и здесь расположена монастырская школа. От крепости открывается вид на многие мили вокруг. Когда-то она была важным стратегическим пунктом.
Сделав остановку у ступы Чендибчи и пообедав, едем в Пунаку.

8 день: Пунака — Тхимпху
Утром едем в Тхимпху. После обеда — танцевальное представление в Королевской академии пластического искусства. Во второй половине дня Вы можете прогуляться и сделать покупки.

9 день: Тхимпху — Паро
Утром отправление в Паро и посещение по пути руин дзонга Друкгел (в 14 км от Паро). Несмотря на полуразрушенное состояние, крепость интересна с исторической и стратегической точек зрения. На этом месте дорога из Тибета через перевал Тремо- Ла упиралась в долину Паро. Позже этот путь стал важнейшим торговым маршрутом между Бутаном и тибетским городом Пари. Дзонг был построен в 1649 году Шабдрунгом Нгавангом Намгялом и назван в честь победы Бутана над тибетскими завоевателями в 1644 году (Друк — это Бутан, гел — победа). Одной из характерных конструктивных особенностей дзонга был ложный вход, ведущий в закрытый двор. Он успешно использовался во время второй осады крепости тибетцами в 1648 году.
Друкгел был помещен на обложку американского журнала National Geographic в 1914 году, когда там была напечатана статья о Бутане. До 1951 года здание крепости использовалось как административное, пока оно не было разрушено пожаром из-за масляной лампы.
В ясный день отсюда видна гора Чомолари (7314 м).
По пути в Паро посещаем также монастырь и чортен Сатсам и видим монастырь Тактсанг, «логово тигра» — самый известный в Бутане. Он расположился на утесе на высоте 3100 м, в тишине, нарушаемой лишь шумом ветра и воды и пением монахов. По преданию, Гуру Римпоче прилетел в это место на спине тигрицы и медитировал здесь 3 месяца. 19 апреля 1998 года пожар, причина которого до сих пор не известна, разрушил основные постройки Тактсанга и все их содержимое. До этого здесь уже был пожар, последствия которого были ликвидированы в 1951 году. Сейчас планируется перестроить монастырь и придать ему первоначальный облик. Реконструкция начнется, когда будет определена благоприятная дата.
Это место давно считается священным. В 1646 году его посещал Шабдрунг Нгаванг Намгял, и сейчас сюда устремляются пилигримы со всего Бутана. Говорят, здесь медитировал Миларепа. Первый лхаканг был построен в 1684 году рядом с пещерой, в которой медитировал Гуру Римпоче. Монастырь закрыт для посещения без специального разрешения.

10 день: Паро
После завтрака посещаем Та Дзонг — Национальный музей Бутана. Он стал музеем в 1968 году и расположен на холме над дзонгом Паро, откуда открывается вид на долину Паро. Это необычное круглое здание в форме ракушки было завершено в 1656 году и первоначально служило смотровой башней (та дзонг) дзонга Паро. Разработан специальный маршрут движения по главному зданию, предполагающий обход основных музейных объектов по часовой стрелке. Внутри музея не разрешается использовать фотоаппараты. Среди экспонатов — потрясающая коллекция танка — древних и более поздних. Наиболее ценные из них изображают Шабдрунга Нгаванга Намгяла — первого Че Кенпо и первого Друк Дези. На остальных танка изображены важнейшие бутанские святые и учителя.
На верхнем этаже представлена коллекция бутанских марок.
Паро Дзонг — один из самых впечатляющих и хорошо известных дзонгов в Бутане и, возможно, самый изящный пример бутанской архитектуры. Правильное его название — Ринчен Пунг Дзонг («крепость на груде драгоценностей»). Обычно оно сокращается до Ринпунг Дзонг. В 1646 году Шабдрунг Нгаванг Намгял приказал начать его строительство на старом основании монастыря, заложенного Гуру Римпоче. Он всегда был одним из сильнейших и важнейших дзонгов Бутана и не раз защищал долину Паро от тибетских завоевателей. Дзонг выстоял при землетрясении 1897 года и горел лишь однажды — в 1907 году.
Эта массивная крепость находится в долине Паро и добраться до нее можно по мощеному склону и красивому крытому деревянному мосту. Сегодня крепость является административным центром района Паро и домом для государственного монашеского сообщества, в котором живут около 200 монахов. Утце этого дзонга с ее резными украшениями — одна из самых красивых в Бутане.
Во второй половине дня у нас есть возможность побывать в типичном бутанском сельском доме и понаблюдать сельский быт. Здесь мы отведаем настоящего бутанского чая с маслом.
Вечером прощальный коктейль.

11 день: Паро — Катманду
После раннего завтрака отъезд в аэропорт. Вылет в Катманду (среда, четверг, пятница, воскресенье).

Во второй половине дня посещение главного индуистского храма Непала Пашупатинат, посвященного Шиве и раскинувшегося по берегам священной реки Багмати. Здесь мы станем свидетелями ритуалов омовения и кремации, которые совершаются на Багмати практически беспрерывно. Багмати — это вода, пепел и цветы: гирлянды, сбрасываемые в реку вместе с прахом и остающиеся лежать на поверхности воды цветным ковром.
Пашупатинат был построен в конце XVII века, но уже задолго до того на его месте находились постройки, важность которых с точки зрения святости только подчеркивает, что это место для храма было выбрано не случайно и имеет предысторию. Когда Шиве надоело жить на горе Кайлас, он решил перебраться в долину Катманду, где вскоре снискал славу Господина Животных — Пашупати. С тех пор, на протяжении уже 15 веков, место обитания Шивы (на котором теперь стоит Пашупатинат) является объектом паломничества и поклонения индуистов.
Здесь мы увидим саду — последователей Шивы, превративших свою бренную жизнь в сознательное постепенное умерщвление плоти и развитие духа. Размещение в гостинице 3*.

12 день: Катманду
Панорама Катманду открывается с холма, на котором стоит древнейший буддийский храм королевства — Своямбунат («самовозникший»), заложенный 2 с половиной тысячи лет назад и осененный, как и все буддийские храмы (ступы), всевидящими глазами Будды. Они смотрят на вас из-под черных бровей, а между ними — третий глаз, символ истинной мудрости. Нос в виде непальской единицы, похожей на вопросительный знак без точки, символизирует единство.
Еще одна буддийская ступа, которую мы можем сегодня увидеть, находится в тибетском квартале Бода и является религиозным центром для всего тибетского населения Катманду. Это Боднат, крупнейшая ступа в Непале и одна из крупнейших в мире. Как у всякой ступы, ее основание в форме мандалы* символизирует землю, полусферический свод — воду, шпиль из 13 ступенек (по числу шагов к нирване**) — огонь, зонтик — воздух, а венчающий всё бельведер — небо.
* Мандала — плоское симметричное изображение трехмерного мира Будды, используемое для медитации.
** Нирвана (санскр. «недуновение», «прекращение») — свобода от желаний, привязанностей, страхов, и таким образом — от страданий; окончательное избавление от бесконечного круга перерождений и существований.

Во второй половине дня вылет в Дели.
Сбор аэропорта составляет 1965 рупий (около 25 долларов США).
Прилет в Дели.

13 день: Дели — Москва
Ночью вылет в Москву.
Ранним утром прибытие в Шереметьево.

Цена программы: от $ 3900 с человека

В цену включены:
— перелет Дели — Паро;
— перелет Паро — Катманду;
— перелет Катманду — Дели;
— размещение в гостиницах Бутана (4-5*);
— размещение в гостинице 3* в Катманду;
— полный пансион в Бутане, завтраки в Катманду;
— все трансферы и внутренние переезды в Непале и Бутане;
— разрешение на въезд в Бутан;
— экскурсионные программы в Бутане и Непале;
— все разрешения и входные билеты;
— услуги англоязычных гидов в Непале и Бутане

В цену не включены:

— перелет Москва-Дели-Москва;
— виза Бутана ($ 20) и Непала ($ 30) — ставятся в аэропорту Паро и Катманду на прилете;
— сборы аэропортов при вылете из Непала и Бутана;
— мед. страховка.

Возможны другие варианты программы — звоните в Гималайский клуб: (495) 621 67 85 / 628 21 12.

У нас есть видеокассеты, книги, СD и DVD о Непале, Тибете и Индии, непальские и тибетские благовония.



Назад в раздел